Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры». К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант. Уроки живописи для него – обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности.
Роль рисования в развитии ребенка
Картина, написанная маленьким художником, – предмет гордости для любого родителя.
Однако для развития ребенка живопись ценна не результатом, а непосредственно творческим процессом.
Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:
1 Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это – стимуляция
участков мозга, ответственных за мышление, речь,
зрительную и двигательную память, координацию.
Во время рисования задействованы оба
полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
2 У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.
3 В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок.
Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.
4 Через рисунок ребенок самовыражается,
проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
5 Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием.
Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам.
6 Систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время,
вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность.
7 Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать,
что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
8 Рисование – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов.
Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать
свои ошибки - а как шанс создать нечто новое и уникальное.
Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
9 Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой»,
а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.
10 Рассматривая картины, подбирая палитру,
доводя работу до совершенства ребенок учится
различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
11 Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания -
приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.
12 Развивая ассоциативное мышление,
навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости,
рисование важно для школьников как ключ к пониманию
математических, физических моделей и освоению других дисциплин.
Как рисуют мальчики и девочки
Удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить, кто это рисовал – мальчик или девочка. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности.
Современные стандарты образования приветствуют индивидуальный подход к ученикам. Задача педагога изобразительного искусства – всестороннее творческое развитие детей, формирование гармоничной личности, вовлеченной в мировую художественную культуру, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитель создает условия для проявления фантазии, поддерживает самостоятельность детей, демонстрируя лишь азы рисования.